Когда становится скучно...

Рано утром я проснулся по будильнику, умылся, позавтракал, кинул в рюкзак два огурца в качестве еды и питья. Один в качестве еды, другой - в качестве питья. Выкатил из гаража Вятку и поехал в Бердянск.

Нельзя сказать, чтобы участок дороги от Бердянска до Мариуполя был мне плохо знаком. Скорее - наоборот. Но каждый раз он приходился либо на начальную, либо на конечную часть поездки, а потому носил сугубо транзитное значение. Однако на этот раз мне нужно было всего лишь смотаться в Бердянск и вернуться обратно. Поскольку время стояло весьма жаркое, из Мариуполя я выехал в половине шестого утра и по прохладе (иногда даже замерзая) за полтора часика прикатил в Бердянск. Пробег <от порога до порога> составил 75 километров, так что средняя скорость оказалась в точности 50 км/ч, что для старенького мотороллера совсем неплохо.

Надо отметить, что из Мариуполя в Бердянск (ну и обратно конечно) можно попасть двумя путями. Первый и общепринятый - по трассе E-58, в полноводном потоке машин фур и автобусов, где маленький и тихоходный мотороллер чувствует себя довольно неуютно. Второй путь лежит через многочисленные прибрежные поселки и известен гораздо меньше. Однако мне эта дорога нравится. Она более короткая, асфальт там хороший, поскольку никакими большегрузами не разбивается, ну и самое главное - небольшой поток машин несопоставим с трассой.

В Бердянске я обменял у нашего коллеги по сайту <Советские мотороллеры> две муравьевские покрышки на родные Вятковские и посмотрел на его Муравья с самодельной кабиной и кучей других усовершенствований. За разговорами пролетел целый час, после чего пришлось всё-таки разъезжаться. Мне домой, Андрею, несмотря на воскресенье, на работу. Было только девять утра, и поездка выходила какой-то невыносимо банальной. Чтобы немножко её оживить я решил посмотреть, что же представляет из себя неизвестный мне раньше кусок побережья между Бабах-Тарамой и Бердянском.

Первым по пути встретился поселок Новопетровка. Судя по увиденному, для жителей Бердянска он выполняет ту же роль, что Мелекино и Белосарайка для Мариуполя, то есть курорт-саттелит. Пляж больше всего напоминал лежбище морских котиков, в палаточном городке яблоку упасть негде, словом то же самое я могу наблюдать и на меньшем расстоянии от родного города, поэтому сунувшись, ради приличия, пару раз на побережье и сделав несколько фотографий, с чистой совестью разворачиваюсь и еду дальше.

Солнце уже печет довольно сильно, поэтому останавливаюсь и съедаю один огурец. Стоять, однако, жарче, чем ехать, поэтому остановку не затягиваю. На подъезде к селу Куликовское вижу довольно накатанную грунтовку, уходящую в сторону берега. Не особо задумывая, сворачиваю на неё и уже через пару километров выезжаю на высокий обрыв, под которым море. Внизу ржавеют останки лодочных гаражей и всяких времянок, никакого намека на спуск вниз нет и в помине, но грунтовка уверенно поворачивает направо и я вместе с ней.

Вскоре обнаруживается спуск, правда решив его разведать, обнаруживаю Москвич 2140, перегородивший всю узкую тропу. Впрочем, съезд здесь довольно стремный, так что я даже не расстраиваюсь. Вообще, спуски различной степени экстремальности встречаются каждые 500-800 метров. Как правило они обозначены какими-то знаками, ну и в данное время года возле каждого из них стоит один или несколько автомобилей.

Чаще всего это обыкновенные тропинки, по которым можно пройтись только пешком. Пригодных для транспорта я обнаружил только два. Об одном только что написал, ну а другой обнаружился километра через два. Этот последний выглядел настолько заманчиво, что я решил по нему съехать и наконец искупаться в море. Пешая разведка выявила только один довольно крутой участок, однако внизу стояло нечто издалека весьма напоминающее скутер, и я подумал, что если уж скут умудряется здесь подниматься и спускаться, то я и подавно смогу.

Спуск прошел без особых происшествий, потихоньку, при выключенном моторе, торможении обеими колесами и активной помощи ножками. Правда <скутер> при ближайшем рассмотрении оказался совсем даже не скутером, а небольшой эндуркой, что вселило некоторые опасения за успешный подъем назад, но что-либо менять было уже поздно и я спокойно отправился купаться. Людей на берегу было мало. Человек пять одной компанией плескались метрах в пятидесяти правее, да слева метрах в двухстах на берегу торчал одинокий зонтик.

Вода в море оказалось отменной (по Азовским меркам, конечно). Первые метров десять дно глинистое, но потом чистый песочек. Вода, несмотря на глину, чистая. Метрах в пятидесяти от берега уже глубоко. Правда пляж совсем куцый, но дальше по берегу видны и более широкие полосы песка. К тому же благодаря практически вертикальным обрывам, в самое знойное время суток на пляже уже тень, так что никакой тент не нужен.

Накупавшись, нафотографировавшись, и съев (или выпив) второй и последний огурец, собираюсь в обратный путь. Снизу подъемчик кажется гораздо веселей, чем сверху. К тому же поверхность глины весьма неровная, так что с разгону и на большой скорости пройти его с моими колесиками 10х4'' явно не удастся. Ну и бог с ним. Газ, сцепление, первая, поехали. Инстинктивно сбрасываю обороты перед кочками и начинается... Сцепление хватает чересчур резко (поленился - не сменил масло перед дорогой, а ведь в Вятке его всего 60 кубиков), в итоге мотороллер дергается, отрывая переднее колесо от дороги, заднее колесо буксует, мотор ревет, но продвижения вперед никакого. Поняв, что так я ничего не добьюсь, придерживаю Вятку тормозами и спешившись становлюсь рядом. Так мне наконец удается нащупать то положение рычага сцепления, при котором мотороллер, освобожденный от веса наездника, начинает потихоньку карабкаться вперед. Рядом, скользя по сухой глине, карабкаюсь я. Метров через пять-десять подъем становится более горизонтальным и мы, получив возможность продолжить движение в более привычной позиции - <мотоциклист сверху>, уже без приключений выбираемся наверх.

Немножко отдышавшись и уняв дрожь в руках, ложусь на обратный курс. На грунтовке еще пару раз останавливаюсь пощелкать фотоаппаратом, или нарвать полевой ромашки, ну а дальше всё стандартное - Урзуф, Ялта, Мелекино, Мариуполь, дом.

Общий пробег получился 175 км, на всё ушло чуть больше 5 литров бензина. Нашел еще одно неплохое место для дикого отдыха на берегу Азовского моря. К сожалению таких мест становится всё меньше и меньше, а ведь не так давно та же Белосарайка была сплошь заросшей не частными дачами и пансионатами а бессмертником и солодкой.

 

Июль 2010

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть