Точки на карте.

Это было в те далекие былинные времена, когда сайта "Советские мотороллеры" еще не существовало. В Калининграде Паша Долгачев возился с горбатым Запорожцем, в Омске Француз объезжать Мустанга. Ну а в Мариуполе... А в Мариуполе было вот что.

Точка первая. Мариуполь.

Заканчивалось лето 2006 года. Тихое, спокойное лето. Даже слишком спокойное. Диссертация защищена. Мотороллер переоформлен на себя. Приступать к работе нужно только в сентябре. Дом находится в стадии первичного приведения в жилой вид. Денег нет. Нужно отметить, что последнее обстоятельство вытекало из первых трех и в некоторой мере как раз и являлось причиной излишне спокойного лета.

Как-то, в середине августа, принимая морские ванны где-то в районе Песчаного пляжа (Французу: Саня, это там, где ты на фоне порта фотографировался), я завел с Адкой разговор о том, что неплохо было бы куда-нибудь таки выбраться. Вскоре "куда-нибудь" трансформировалось во вполне определенное место - Обиточную косу, о которой не так давно исключительно в превосходных выражениях рассказывал наш общий друг Рома Поспелов (Вот это коса - так коса. Идешь-идешь, а ей ни конца ни края. На 28 километров в море уходит!!!).

Сказано - сделано. Наметили дату выезда. Составили список, чего брать. И стали готовиться. Собственно, особой подготовки и не было. Слегка проинспектировал мотороллер, пробежался по продуктовому базару со списком в руках, распечатал карты местности, в том числе с недавно появившегося Google Maps. По километражу выходило чуть больше 150-ти в одну сторону. Казалось - мелочь, часа за четыре доедем.

Да, без шлема. Шлем появится только в следующем году.

Выехать мы запланировали в четверг. Такой нестандартный день выбран по разным причинам. Во-первых, чтобы не попасть в сильный трафик отдыхающих, которые в пятницу плотным потоком стремятся на природу. Во-вторых, чтобы успеть занять приличные места на косе, если народу там окажется больше ожидаемого. К тому же, чтобы поменьше высовываться на большую трассу, я решил опробовать "нижний" путь в Бердянск, проходящий вдоль берега через приморские поселки.

Точка вторая. Бабах Тарама.

17 августа, четверг

Выезжать мы планировали часа в четыре, затем остановиться переночевать где-нибудь в Бердянске и на следующее утро продолжить поездку. Однако все пошло немножко совсем не так. Перед самой поездкой я умудрился подхватить сильную ангину и, несмотря на интенсивную терапию, к четвергу все еще был несколько теплее стандартных 36.6, да к тому же едва разговаривал. Несмотря на это планы решили не менять. Однако из-за различных проволочек выехать удалось только в семь часов вечера. Естественно, как мы ни старались догнать заходящее солнце, оно все-равно оказалось быстрее и Ялту проезжали уже в темноте. Не удивляйтесь, прикидывая скорость Вятки. Это была всего лишь Новая Ялта в двадцати пяти километрах от Мариуполя.

Вести загруженный мотороллер со слабенькой фарой по незнакомой дороге мне совсем не хотелось, и планы пришлось менять. Памятуя крымское путешествие трехлетней давности, решили в ближайшем поселке, коим должен был оказаться Урзуф, договориться с кем-нибудь из местных и снять комнатку на ночь. В Крыму в 2003 и 2004 годах это обходилось нам в 20 гривен, так что мы рассчитывали примерно на такие же цены. В конце концов, хоть и прошло 2 года, но Урзуф все-таки не Крым...

Действительность сильно разочаровала. Хозяева запрашивали от 50-ти гривен и выше. Причем с приближением к центру цена неуклонно возрастала. Когда очередной абориген запросил за ночевку без постельного белья и с отбытием в 6 утра 70 гривен, мы плюнули под ворота, развернулись и поехали обратно. До моря и соответственно ценового эпицентра оставалось, кстати, еще довольно далеко.

Следующим по карте был небольшой поселок с поэтическим названием Бабах-Тарама. Выехать на него из Урзуфа оказалось совсем непростым делом. Этому мешали и неосвещенная дорога с частично отсутствующим асфальтом и отсутствие указателей и не совсем очевидная схема проезда. Но, благополучно преодолев все препятствия, мы снова вырвались на трассу и вскоре уже были в искомой точке.

В Бабах-Тараме всё тоже оказалось непросто. Поскольку ночевать решили в палатке, нужно было найти съезд вниз к морю. После некоторых блужданий, искомый обнаружился возле пансионата комбината им. Ильича. Однако до берега дорога не доходила и спуск замыкала лестница. Пока я разведывал дорогу вниз, Ада умудрилась договориться с охраной пансионата о постановке нашего мотороллера на ночлег. Они и нас предлагали приютить, но мы уже настроились на ночлег в палатке.

Навьючившись вещами и пожелав Вятке спокойной ночи, спустились вниз. Лагерь разбили неподалеку от лестницы. Надо сказать, что настроение у меня к этому моменту было не ахти. Мотороллер выказывал явные признаки переливающего карбюратора, а собственный организм плющило ознобом.

Но постепенно проблемы отходили, уступая место чудесной августовской ночи. Ведь на небе светили яркие, забытые в городе, звезды. И Млечный путь как на ладони. И шорох прибоя. И вода, полыхающая голубым пламенем от мириадов микроорганизмов. И любимая рядом...

Море шумело так ласково, что мы не смогли устоять от соблазна искупаться. Ни до, ни после я не видел такого интенсивного свечения воды. При малейшем движении все тело вспыхивало голубым пламенем. Небольших медузок мы ловили руками и смотрели, как они загораются голубыми паутинками, лежа на ладони. На берег выбирался дрожащий, хотя Адка утверждала, что вода была, как парное молоко, но довольный. А купание это помним до сих пор. И именно с ним ассоциируется у меня Бабах-Тарама - маленькая точка, которую не на всякой карте и найдешь.

Точка третья. Парашютисты. (Лиманы Берды).

Ставить палатку рядом с лестницей было ошибкой. До глубокой ночи мимо нас ходили отдыхающие, мешая уснуть. Ну а утром из-за моря взошло солнышко и моментально нагрев палатку просигналило подъем. Бороться со светилом не стали. Быстренько поднялись, собрались, попрощались с гостеприимным пляжем и отправились забирать мотороллер. Было около семи часов. Утро только начиналось.

Вот так выглядела в то время Вятка. Сзади новенький номер, еще ни разу ничем не помятый.

Выкатившись из пансионата, не откладывая в долгий ящик, решил заняться карбюратором. К сожалению, ничего кроме перестановки иглы сделать не удалось, но движок стал работать все-таки чуть приличней. Впоследствии, чтобы не допускать криминального перелива, на каждой остановке приходилось закрывать кран.

На трассу выехали без приключений и покатились дальше в сторону Бердянска. Дорога, несмотря на районное значение, оказалась вполне приличной. Ремонт, хотя и латочный, проводился здесь своевременно, и ехать было довольно комфортно. Машин практически нет. Уже под самым Бердянском почти плоская до той поры дорога круто взлетает на обрыв. Это самый плохой её участок. Он выложен бетонными плитами, которые на глиняном основании со временем несколько расползлись, образовав своего рода ступеньки. Однако на небольшой скорости даже груженная по полной программе Вятка преодолевает их вполне благополучно.

Еще на подъезде к обрыву, проезжая по лиманам, замечаем два ярких парашютных крыла, оседлавших восходящие потоки воздуха. Наверху решаем рассмотреть их поближе. Да и вообще вид на Азовские лиманы достоин всяческих похвал. В конце лета они окрашиваются яркими, почти нереальными красками, в различные оттенки красного и желтого.

А тут на таком шикарном фоне шелестит парашютный шелк. А у нас еще свежи в памяти собственные впечатления от прыжков с куполом . Полчаса провели мы на обрыве, наблюдая за различными эволюциями парашютистов. Потом один из них приземлился неподалеку, другой упустил поток и сел внизу, ну а мы поехали дальше. Однако и сейчас, если кто-то из нас говорит "обрыв, где парашютисты", другой не переспрашивает, какое место имеется ввиду.

Точка четвертая. Обиточная коса собственной персоной.

Я до сих пор не могу сказать, что хорошо знаю Бердянск, но каким-то чудом, каждый раз, попадая в этот город, мне удается четко выехать в то место, куда требуется. Так и на этот раз, несмотря на смутное представление о том, куда выводит наша районная дорога, удалось вполне благополучно миновать город и уйти на трассу. Здесь, увы, других вариантов проезда практически не было, так что пришлось мириться с соседством больших и быстрых четырехколесных. Правда, если возникала возможность хотя бы временно от такого соседства уйти, мы с радостью ей пользовались. Например, через Осипенко (родное село знаменитой летчицы Полины Осипенко) поехали напрямую, а не по окружной.

Тем не менее, трасса выматывала и указатель "Приморск" встретили с радостью, ведь здесь наконец нужно было сворачивать в сторону Обиточной косы. Только вот сначала не помешало бы заправить мотороллер. По моим прикидкам, расход бензина должен был подбирался к пяти литрам на сотню, а позади уже осталось 150 километров. И хотя в принципе, можно было бы отложить заправку и на обратный путь, мы решили этого не делать. Но вот отыскать АЗС оказалось делом не простым. Местные жители как будто сговорились, запутывая нас, и только после изрядных блужданий, заправка наконец была найдена. После этих приключений поиск выезда на косу показался сущим пустяком, так что менее чем через час я уже рулил по извилистой и неровной песчаной дорожке, подбираясь к шлагбауму, преграждающему въезд в заказник "Обиточная коса". Перед самым шлагбаумом случился конфуз - вытаскиваю из замка деревянный чопик, заменявший мне в то время ключ, а мотороллер работает, как ни в чем ни бывало. Пришлось глушить двигатель механически, переключением на передачу.

На входе нас встретил егерь, который представился, как Саша (а может и не Саша - уже не помню). Поговорили о том, о сем. Большую часть переговоров вела Ада. Я же только кивал и изредка что-то сипел по особо важным вопросам, так как горло совсем отказало. Поинтересовались, можно ли здесь постоять пару дней с палаткой. Оказалось, что можно, и даже вода есть в колодце. Причем пресная. И можно пользоваться. Я, конечно, удивился, но решил проверить при первом случае. А вот далеко заезжать, да и заходить на косу не рекомендовали. Заказник-то охотничий. Впрочем, дорога в основном рыхлый песок, так что без джипа все-равно далеко не уедешь.

Ну а потом шлагбаум открылся, и мы поехали выбирать место для лагеря. Самая большая кучка машин и палаток стояла непосредственно возле поста. Дальше по берегу их количество быстро уменьшалось. Мы ехали, пока позволяла дорога. Потом Ада слезла, скинули также груз и дальше я пробивался один. Некоторые участки еще позволяли ехать на первой передаче. Однако они перемежались рыхлым песком, который можно было преодолеть только помогая себе ногами, зачастую просто став на песок так чтобы мотороллер перемещал только собственный вес. Наконец, дойдя до очередного рыхлого участка, конца которому уже не было видно, решили обосноваться. К этому времени все другие палатки остались позади. Стрелки часов только приближались к 11-ти. На маршруте была поставлена самая дальняя точка.

Благодаря имевшемуся опыту, обустройство лагеря много времени не заняло. Мотороллер вкатили на песчаный гребень, заросший скудной местной растительностью. Под самым гребнем, метрах в 5-ти от моря поставили палатку. Затем я принялся обустраивать холодильник. Как? В песке роется колодец, насколько позволяет длина рук. Затем он прикрывается сверху камышом и регулярно поливается морской водой (т.к. пресную жалко). Здесь, на берегу Азовского моря это единственный способ обеспечить продуктам более-менее прохладные условия существования.

Пока рою, слышу приближающийся звук двигателя. Поднимаю глаза - едет "девятка" с российскими номерами. Точно напротив нашего лагеря она садится в песок. Водитель поначалу пытается проехать дальше, потом сдать назад, потом высаживает пассажирку, потом просит подтолкнуть. Пытаемся помочь - толкаем, льем под колеса воду, отгребаем песок - без толку. Попутно узнаем, что молодая пара из Питера, отдыхают в Кириловке, а сюда приехали на выходные. Зная особенности движения по песку, советую - спусти колеса. Поначалу парень отнекивается, дескать потом обратно качать не хочется, но вскоре слышу четырехкратное п-ш-ш-ш, и с нашей помощью "девятка" благополучно выбирается на более плотный грунт. Прощаемся с питерцами, любовно поглаживая оставленную ими в благодарность дыньку.

Доделав колодец укладываюсь отдыхать от трудов праведных, как вдруг снова слышу приближающееся жужжание мотора, которое благополучно останавливается в пространстве, как нетрудно догадаться опять напротив нашего лагеря. На этот раз белая "копейка" под управлением приземистого плотного мужичка с казацкими усами и его слегка уменьшенной копии - сына. Картина повторяется - сначала пробуют выбраться сами. Потом с нашей помощью. На предложение спустить колеса отвечают гневным отказом. Поскольку являются явными образцами украинского национального характера, возятся раза в два дольше предыдущих. В конце концов, когда мы уже ушли обратно загорать, со стороны машины доносится знакомое четырехкратное п-ш-ш-ш и вскоре "копейка" благополучно выруливает из песчаного плена. В благодарность за помощь дядька пытается дать пятерку. После отказа засовывает её в складку палатки и удаляется.

В общем-то начало обнадеживает. Прикидываем, сколько денег и дынек можем заработать за неделю пребывания на косе. За такими вот разговорами, а также за обустройством лагеря (нужно было еще тент поставить для защиты от солнца), поиском дров, готовкой, ну и конечно купанием и загоранием проходит время. Ветра нет совсем и весь день нас донимают мухи. Если же прибавить к этому мою простуду, то картинка получается не самая радостная. Проскакивают мысли о том, что нужно ехать дальше - в Крым.

Ближе к вечеру решаем прогуляться по косе, тем более что заодно нужно решить проблему дров - с ними на Азовском море почти всегда туго. Забрались довольно далеко, но ни конца края косе, ни намека на смену ландшафта так и не увидели. По пути встретился очень интересный тип поверхности. Во влажное время года это видимо было болотце, заросшее травой. Но болотце испарилось, а трава высохла и образовала потрясающе приятный для ног мягкий пружинящий ковер.

Кстати, эти тапки спустя три года проехались со мной вокруг Азовского моря и фотографии этого похода на сайте "Советские мотороллеры" вдохновили Пал Леонидыча (palleo) на нетленку:

Колесил он нынче летом
Тапки на багажнике
Кучерявый молодец
С гривнами в бумажнике.

Правда, поскольку ни кучерей, ни бумажника у меня нет, абсолютно достоверными следует признать только первую пару строк.

Но вернемся в 2006 год.

Повернув обратно (а уже начало смеркаться), вдруг видим как какая-то птица будто провалилась в кустарник. Осторожно подходим чтобы рассмотреть и видим небольшого соколенка (копчика), неподвижно сидящего в зарослях. Стараясь не спугнуть делаем несколько фотографий и осторожно отходим.

Несмотря на тщательные поиски, дров собрали немного, но на ближайшее время их вполне должно было хватить. Кроме дров подобрали на берегу здоровый кусок каменного угля, намереваясь подложить его в костер. А вот что стало очень большой проблемой, так это мошкара, буквально облепившая нас во время проходившего уже в темноте ужина. Традиционно пытались скрыться от них в дыму костра, но это не только не помогло, а казалось только больше привлекало летучую гадость, которая так и норовила залететь в миску, кружки, рот, нос, глаза и т.п. (например - уши). В конце концов оказалось, что реагируют они на тепло и свет, так что пришлось сбежать на берег моря, и там в теменях доедать ужин, периодически выплевывая утонувших мошек. Мысль о том, чтобы сняться отсюда и умотать в Крым становится всё более навязчивой. Тем не менее, следующий день решили еще переждать здесь.

19 августа (суббота)

Ночью подул ветерок с моря, который впоследствии уже не прекращался, а напротив только усиливался. Так что уже в этот день мух и прочей мошкары стало гораздо меньше, а дальше они совсем перестали докучать. Ласковое августовское солнышко светило так мило и тепло, что ехать куда-то дальше нам расхотелось. Ну а раз так, то нужно было решать проблемы с нехваткой дров, продовольствия и воды.

Начали с воды. Взяв все наличные емкости, отправились к сторожке, проверять, что же там за чудо-колодец. Встречавший нас днем раньше Саша был на месте. Он показал, где брать ведро, как и куда его закидывать, а сам удалился в тенек - посидеть с приятелем. Вода в колодце, к моему удивлению, действительно оказалась пресной и почти такой же как дома в кране. Так что мы заполнили ей всё, что принесли, а уходя еще и полили водичкой ступеньки сторожки, дабы те не были такими горячими. Уходя, я оглянулся и обратил внимание на то, что егеря провожали нас каким-то странным взглядом.

Вопрос с дровами и едой можно было решить, только прибегнув к помощи нашего транспортного средства. Поэтому Вятку вытолкали обратно на дорогу и отправились на экскурсию по ближайшим окрестностям.

Перво-наперво, выбравшись с грунтовки на асфальт, съездили в следующее по дороге село - Набережное. По карте было не совсем понятно, есть ли от этого села какая-то дорога дальше по побережью, так что этот вопрос захотелось выяснить экспериментально. В итоге дороги мы не нашли, да и само село оказалось таким маленьким, что пришлось возвращаться и за продуктами ехать в другое село - Подспорье, которое располагалось километрах в пяти.

Подспорье уже гораздо лучше соответствовало моим представлениям об украинских селах. Просторное, с добротными домиками и большими огородами. С магазинами. С помидорами/огурцами на каждом углу. А поскольку август, то еще и с арбузами. В общем, продовольственная проблема была успешно решена, а изрядно потяжелевшая Вятка направилась в обратный путь. Выходя из магазина обратили внимание на дым, поднимающийся над горизонтом. За оврагом горела лесополоса. Причем серьезно так горела. Но у меня создалось впечатление, что местных жителей это мало заботило.

По пути решили и последнюю проблему - с топливом. Дорога на косу как раз проходила через небольшую посадку, в которой еще по пути сюда мы видели массу сухих деревьев, веток и тому подобного, что именуется одним словом - хворост. К счастью, здесь ничего не горело, и на багажник добавилась внушительная вязанка хвороста, которой нам хватило до конца отдыха.

По возвращении развести костер оказалось уже не так просто. Поднявшийся ветерок задувал небольшое пламя, а для растопки у нас ничего приличного не нашлось. Выручила опять-таки Вятка, а точнее всегда возимая в заначке литровая торпеда бензиновой смеси. Всего один колпачок бензина, выплеснутый на дрова, в дальнейшем позволял развести костер практически в любых условиях. Кроме того, раз уж решили оставаться на этом месте на ближайшие несколько дней, слегка облагородил и сам очаг - выложил яму плоскими камнями, чтобы не засыпало песком, и сделал рамку для подвеса котелка из стоек от маленькой палатки, взятых с собой на всякий случай, и длинной ровной палки. Получилась полноценная кухня.

Раз уж начал речь о готовке, расскажу об этом важно процессе чуть подробнее. Все пять дней, проведенных на косе, мы готовили на костре. Поначалу собирались брать с собой примус, но прикинув вместительность Вятки и количество багажа, поняли, что придется обойтись без него. От примуса Шмель-4 поехала только верхняя крышка, которая по совместительству может служить и котелком. В этом самом котелке и готовили. Резервным вариантом взяли пачку сухого горючего, но насколько помню, оно в этом походе ни разу не пригодилось, зато активно использовалось мной в дальнейшем в одиночных путешествиях на Вятке. Таблетки как раз хватает на то, чтобы вскипятить одну кружку воды на чай, или для заваривания Мивины (по-русски - Доширак).

Готовили, естественно, то, что готовится быстро и не требует большого количества воды. Каши, означенную Мивину, супы из концентратов. За пять дней это не приедается, и в то же время готовка отнимает ровно столько времени, чтобы отдых не казался монотонным. С вечера иногда готовили двойную порцию, чтобы хватило и на утро. В котелок обычно наливали воды побольше, после закипания часть использовали для заваривания чая, а оставшаяся шла на основное блюдо. Это позволяло экономить и время и дрова. Готовили вместе. Обычно я занимался огневыми делами, а Ада - пищевыми.

А подобранный днем раньше на берегу уголь так и не зажегся, поскольку ему, как оказалось, нужен хороший поддув. Все эти тонкости нам на своей шкуре предстояло узнать в ближайшие два года, отапливая свой новый дом угольной печью.

Так и прошел второй день на Обиточной косе. Только к вечеру я обратил внимание на то, что организм прекратил попытки заболеть. Голова прояснилась, температура пришла в норму, и только голос подсипывал еще какое-то время.

20 августа (воскресеье)

День начался в блаженном ничегонеделании. Не, ну то есть, завтрак приготовили, покушали, а потом разложились на пляже, отлавливая мягкий августовский загар. С утра мимо нас шастало как-то непривычно много людей. Человек 10-15, наверное. Мы даже в шутку ругались, что вот превратилось такое тихое место в городской пляж...

Только к середине дня обнаружилась необходимость еще разок сходить по воду. На этот раз пошел сам. Против вчерашнего, Саша сам подошел, набрал водички в ведро и аккуратно перелил её к нам в баклажку. Заодно, как бы невзначай, рассказал про то, что колодец - вовсе не колодец, а вода хранится в цистерне, которая вкопана в песок и соединена с колодцем трубой. Так что вода привозная. Не знающие об этом приезжие, типа нас, обычно всегда удивляются тому, что из колодца в песке возле моря достают такую пресную воду. О вчерашнем поливании ступенек привозной водичкой не было сказано ни слова, но я всё понял.

Потом еще пообщались на тему проезда по местным дорогам. Выяснилось, что до конца может доехать только полноценный джип, а всякие паркетные пародии застревают. Из последних примеров - Нива-Шевроле не в меру распальцованного владельца. Я в свою очередь рассказал, как в первый день выручали две легковушки и как по нашему совету они выезжали на спущенных колесах. Этим, видимо, снова удалось расположить егеря, так что он в свою очередь вспомнил, как один мужик приехал на четверке (универсал ВАЗ-2104) "с женой, детьми и тещей" и поспорил с джиперами на ящик пива, что выедет на пляж, а потом вернется обратно. Договорившись, спустил давление в колесах и потихоньку со всеми пассажирами прошлепал по песку, куда собирался, а потом так же потихоньку выехал обратно. В общем, расстались друзьями.

Возвратившись, застал Аду за фотоохотой. Напротив нашего лагеря в море плавала черная утка, которую моя супруга вот уже полчаса старалась приманить поближе и сфотографировать. Учитывая, что о всяких ультразумах мы и не слыхивали, а из фототехники имелись пленочный фотоаппарат Смена-8М и древний цифровик Kodak DC-120 с разрешением 1 мегапиксель, то подманивать утку нужно было совсем близко.

Приличной фотографии в итоге так и не получилось, но сам процесс вспоминается до сих пор.

К вечеру количество народу в обозреваемых окрестностях стало резко сокращаться. О, да сегодня же воскресенье и те, кто вырвались отдохнуть в выходные, уже торопятся обратно на работу! Уходившие в сторону конца косы люди потянулись обратно. Смотрю - идет семейство из четырех человек. Впереди бодренько и налегке пританцовывают мама и две дочки, а позади плетется нагруженный пляжным скарбом папа. Не доходя до нас метров 10 он остановился и начал делать призывные знаки. Подхожу.

- Я смотрю, вы здесь надолго остановились. Водичка нужна - говорит устало, показывая пятилитровый пластиковый бутылек, в котором плещется еще литра три.

- Нужна, конечно, говорю я и поворачиваю в сторону палатки, ибо за последние годы сложился стереотип, что баллон объемом более чем два литра представляет отдельную от воды ценность. В общем, я побежал за емкостями, куда собирался перелить подаренную воду.

Мужик, несколько озадаченный таким разрывом шаблона, ждать меня не стал, оставил баллон с водой на песке и поплелся дальше за своими дамами, которые успели уже изрядно уйти вперед.

Кстати, бутылек впоследствии был привезен домой, оказался на удивление прочным и служил для хранения очищенной воды еще лет десять.

Вечером упражнялся в фотографировании заката. Солнце здесь красиво садилось со стороны внутренних лиманов. Попыток сделал много. Вот, пожалуй, лучшее из того, что получилось.

21 августа (понедельник)

Ветер, постепенно набиравший силу с момента нашего приезда, к этому дню окончательно окреп и бодро развевал полы палатки. Дул он точно с моря, куда обычно я направляю вход, так что со стороны палатка смотрелась этаким брезентовым пузырем. Народу в округе почти не осталось. За весь день мимо нас прошли всего несколько человек, а ближайшая палатка наблюдалась метрах в 100-150.

В этот день я решил опробовать ленивый способ ловли бычков. Эти рыбки очень любят забираться в различные укрытия, коих на песчаном дне Азовского моря обычно мало. Поэтому частенько их ловят, разбрасывая по дну трубы, бетониты и тому подобные предметы. У меня в наличии имелось некоторое количество пластиковых бутылок, которые вполне могли приглянуться небольшому бычку в качестве дома. В бутылки я засыпал немного песка (чтоб лежали на дне, а не плавали), связал их горлышки найденной на пляже веревкой, привязал к одному её концу камень и забросил всё это в море.

С утра также пришлось повозиться с фототехникой. Делая очередной кадр, обратил внимание на то, что моя верная Смена почему-то стала издавать вместо привычного клацания затвора какие-то странные звуки. Понятно, что продуваемая ветром палатка посреди песчаного пляжа - не самое лучшее место для ремонта фототехники. Но как же должно печь солнышко, чтобы ремонтник (то есть я) открыл крышку фотоаппарата не перемотав пленку? Несколько секунд я пялился на рулон цветного Кодака, после чего в мозгу наконец что-то щелкнуло и я закрыл крышку, а пленку, запомнив показания счетчика, смотал в кассету. Однако большая часть отснятых кадров оказалась испорченной. А жаль.

Фотоаппарат я, кстати, благополучно отремонтировал, несмотря на то, что вместо часовой отвертки пришлось пользоваться столовым ножом. Затвор заработал так, как положено, пленка возвращена на место и отмотана до исходного состояния. Оставшиеся кадры получились хорошо, но их оказалось немного.

После обеда решили отправиться в поход по лиманам.

Немало поездив и походив по берегам Азовского моря, могу уверенно сказать, что каждая коса здесь по своему уникальна и Обиточная - не исключение. Однако такого разнообразия вариантов ландшафта, как здесь, я больше не встречал.

То мы шли по мягкой, как войлок, сухой траве.

То встречали совсем уж непонятно как образовавшиеся фигуры

В одном месте пейзаж стал совсем инопланетным - серые плиты растрескавшегося ила, на котором неизвестно как росли одинокие ярко-зеленые стебли неизвестной травы.

Попадались и следы, ненавязчиво напоминающие о том, что здесь все-таки охотничий заказник

(кроме следов несколько раз ветер доносил и выстрелы)

Озерца воды соединялись друг с другом узкими, но иногда довольно глубокими протоками с твердым песчаным дном. По этим протокам было удобно идти, но в одной из них нас встретила небольшая, сантиметров 30 длиной, змейка. Не зная, кто это, и стоит ли её опасаться, мы на всякий случай тихонько постояли, дали ей возможность уплыть, а потом и сами обошли эту протоку другим путем.

В общем, поход запомнился.

Вернувшись с лиманов, полез проверять свои ловушки. Однако, то ли из-за разгулявшейся погоды, то ли по какой другой причине, но ни одного бычка мне так и не попалось. Зато в одну из бутылок залез маленький крабик. С кулинарной точки зрения он оказался совершенно бесполезен, так что, поигравшись немного со зверушкой, отпустили его обратно в море.

К вечеру ветер разгулялся настолько, что у палатки можно было смело снимать центральные стойки - напор воздуха поддерживал купол и без них.

Кроме того, достаточно широкий поначалу пляж стал неумолимо сокращаться. Прибой шумел всё ближе и ближе. Под звуки стихии мы улеглись спать.

Точка пятая. Приморск

22 августа (вторник)

Проснувшись утром и выглянув из палатки, я удивленно крякнул. Вода плескалась буквально в паре метров от входа, уже подмывая передний колышек. Пора было убираться.

Наскоро позавтракав, складываем пожитки и сворачиваем палатку. Без проблем заведя Вятку, прохожу на ней самый зыбкий участок песчаной дороги. После некоторой привычки ездить на мотороллере по песку оказалось даже прикольно - первая передача, газ, ноги врозь. На особо пухлом грунте приходится еще и перебирать ими, помогая своему пескоходу. Правда ездить так старался немного и только по необходимости - технику жалко.

Добравшись до нормальной дороги, останавливаюсь и там наш гордый мотороллер снова превращается во вьючного ослика, со всех сторон нагруженного поклажей. Прощаемся с Обиточной косой и отправляемся домой.

На выезде из заказника заминка. Егеря сменились и дежурный допытывается, сколько мы здесь стоим. По всему видно - хочет денег. Бурча что-то типа: "Да с Сашей всё договорено", ныряем под шлагбаум и уезжаем, не углубляясь в детали. По дороге, сворачиваю на высохший лиман, где делается прощальное фото.

Путь домой лежит через Приморск, а поскольку запасы наши уже подошли к концу, было логично пополнить их, заехав на местный базарчик. Расспрашивая местных, нашли его довольно быстро. Так же быстро мы расправились и с покупками - большой шопинг нашим планам не соответствовал.

Вроде бы оставалось только выехать из города на трассу, но по дороге внимание привлек золоченый гномик посреди небольшой клумбы.

А неподалеку от клумбы расположился небольшой, но уютный парк, который мы с удовольствием навещали в дальнейшем еще не раз, проезжая через этот городок. Впоследствии здесь обнаружилось отличное недорогое кафе, завершив перечень атрибутов, необходимых для промежуточного пункта отдыха.

Именно Приморск стал пятой и последней точкой на карте этого путешествия. Хотя впереди еще оставалась дорога домой. Оставался сочный сладкий, нагретый солнцем арбуз, купленный прямо с поля и съеденный на обед в ближайшей посадке. Оставался в очередной раз поломавшийся трос спидометра где-то на выезде из Бердянска. Но ощущения нового уже не было, а значит, путешествие было окончено.

2006-2010-2011-2014-2016

Да, этот отчет стал рекордсменом по длительности написания, хотя короткий репортаж о поездке был готов почти сразу:

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть