Однажды, восемь лет спустя.

Некоторые люди каждый год ходят в баню. Некоторые с той же периодичностью посещают Белосарайскую косу. Мои друзья относятся ко вторым. Раньше я и сам бывал там ежегодно, но потом случился довольно большой промежуток между 2004 и 2008 годами. Была у меня и другая традиция - каждый раз посещать косу на новом транспортном средстве. Так, в 1999 мы ездили туда на рейсовом автобусе, в 2000 на велосипедах, в 2001 на мопеде Рига, в 2002 на такси. В 2004 на Вятке. Однако и эта традиция нарушилась в прошлом 2008 году, когда мы с Адкой выбрались на Вятке из надоевшего пансионата в Юрьевке, чтобы пару часов провести на косе.

Короче, когда мне позвонил Олег и предложил поучавствовать в очередной вылазке на Белосарайку, я решил, что пора традиции восстанавливать и на этот раз
а) вообще поехал на косу
б) поехал на транспортном средстве, ранее на косе не бывавшем.

Транспортным средством на этот раз стал мопед Рига-13, аналогичный тому, на котором я ездил в 2001 году, но собранный из запчастей с нуля. До этой поездки я накатал на Риге несколько сотен километров, преимущественно на дачу и обратно. Не могу сказать, что я был абсолютно уверен в безотказности своего транспорта, но во всяком случае с большинством неисправностей вполне можно было справиться в дороге. В крайнем случае, оставался педальный привод.

В общем-то хотелось воскресить и еще одну традицию - традицию совместных путешествий. Для этого были готовы мои верные "Карпаты", но Олегу всю неделю промурыжили на "Азовстали" возможностью выхода на работу в субботу, так что в итоге я готовился ехать один.

В пятницу вечером навьюченый мопед уже стоял во дворе, готовый к путешествию. Был взят только самый необходимый багаж - минимум вещей, легкий спальник, запасная камера.

Около семи часов вечера перед воротами показался серый Ланос из которого вылезли Рома и Олег. Последний на радостях, что удалось смыться с Азовстали, уже разговлялся бутылочкой пива. Ребята погрузили в багажник мешок дров, ибо какой же палаточный лагерь без вечернего костра. Ну а когда есть предварительно напиленные дровишки - это еще лучше.

Проводив друзей, я и сам стал седлать свое транспортное средство. Делаются последние фотки перед отъездом, короткий видеоролик. Рига заводится, глохнет, снова заводится и наконец в 19-10, попрощавшись с женой и сынишкой, я трогаюсь в путь.

Нужно сказать, что мой мопед оснащен таким нестандартным для него аксессуаром, как электронный спидометр. Однако поскольку последний покупался самого примитивного образца, то работает он с некоторыми глюками. К ним в частности относится устойчивое зависание в момент заводки холодного мопедного двигателя. В итоге я приспособился ставить спидометр на место только будучи в пути. Так и здесь. Отъехав метров двести, торможу, устанавливаю девайс и только потом трогаюсь.

Девайс, правда продемотстрировал, что может зависать в самых различных ситуациях и метров через сто его таки пришлось перегрузить. После этого спидометр устойчиво работал до самого конца поездки.

Не спеша (а быстро ехать и не получается - не спортбайк) выруливаю на трассу. Скорость 30-35 км/ч. Не быстро, но лучше чем на велосипеде, да и педали крутить не надо. Восемь лет назад эта дорога еще казалась новой и интересной, но за истекшие годы 21-го века я изъездил ее столько раз, что теперь только проверял по памяти что находитсяза очередным поворотом, подъемом или спуском.

Вспоминались и мои транспортные средства. Первый раз я проехал здесь самостоятельно на 407-м Москвиче в 1998, спустя год с получения водительских прав. Я тогда с одногруппниками отдыхал в Мелекино в лагере "Наука" Донецкого университета. Мы несколько раз мотались на машине в город и обратно.

Следующая поездка состоялась в 2000 и ехали мы с Олегом на велосипедах. У Олега был велик с самодельной переключалкой аж четырех скоростей, я же ехал на стандартном Аисте с маленькими колесами. Помнится, еще на выезде из города я зарекся ездить на нем куда-то дальше дачи.

В 2001 была Рига-13, в 2004 - Вятка, которая вообще чаще всего моталась во всякие мелкие и крупные путешествия. Здесь мы проезжали по пути на Обиточную косу в 2005 и несколько раз мотались, скучая в 2008 году в Юрьевке. В общем, дорога знакомая, только Рига везла как-то плоховато.

Тем не менее, я предпочел не останавливаться, ради мифической возможности найти дополнительных 5 км/ч скорости, а ехать дальше. Так я миновал Самарину балку, оба Мелекинских спуска и подъехал к еще одной балочке незадолго перед Азовским, где мопеду даже без мотора полагается разгоняться до полтинника. Однако Рига этого делать не захотела, чем возбудила у своего ездока сильные подозрения. Активно работая педалями мы с трудом выползли наверх и тут я остановился. Проверка показала, что одно из колес полуспущено. Кроме потери скорости это таит и еще одну неприятность - провернувшаяся покрышка может вырвать сосок камеры, что автоматически означает длительную остановку для ее замены.

Гораздо лучше и быстрее было предотвратить такую возможность, что я и сделал, вернув на место уже начавшую проворачиваться покрышку и накачав колесо до звона. Вся остановка заняла минут десять, зато потом мопед побежал гораздо резвее и на ровной дороге стал разгоняться до скорости 40-42 км/ч. Наибольшая же скорость за всю поездку была развита сразу после Азовского - на затяжном спуске с выключенным мотором мы достигли 48 км/ч.

Дальнейший путь прошел без особых приключений - дорога была хорошей, ветер не мешал, мотор работал без перебоев.

Спустя немногим более часа с отъезда я уже въезжал в село Белосарайская коса, а в 20-30 уже глушил двигатель в конечной точке маршрута. Судя по показаниям бортового компьютера, общий пробег составил 34 километра, которые были пройдены со средней скоростью 33.5 км/ч.

Приехав на место, я не без приключений отыскал своих товарищей, с которыми мы протащили мопед по песку к месту установки лагеря. Когда-то, в начале 90-х здесь уже начинался дикий пляж. Теперь же всё застроено современными дорогими пансионатами. Нагишом позагорать уже не получится, но купание у нас не отнять. В последних лучах солнца я еще успел окунуться в теплую водичку Азовского моря. Да здравствует Белосарайка!!!

Ну а потом был костерок, ужин, накрытый на своеобразном дастархане - покрывале, разложенном прямо на песке. Разумеется, водочка, под сальцо и прочие традиционные закуси. Ну и разговоры до глубокой ночи.

Основной задачей следующего дня было обеспечить себе времяпрепровождение, наиболее подходящее под определение "отдых". С утра купались и загорали. К этому времени подъехал еще один наш товарищ, еще один Алексей, пополнив заодно запасы продуктов и напитков. Ну а потом мы решили идти ловить бычков.

То, что никто не брал ни удочек, ни лесок, ни крючков, нас совершенно не смущало, ибо процесс ловли бычков в Азовском море вполне можно осуществлять без всяких рыбацких снастей, имея в наличии только свои руки. Дело в том, что противоположный берег Белосарайской косы, как и многих других Азовских кос, представляет собой огромную песчаную отмель, где вода редко доходит до плавок. Однако на этом песке то тут, то там разбросаны куски камней, бетонитов и труб, в которых азовский бычок обожает прятаться, наивно полагая их своим убежищем. Основное орудие ловли в таких условиях - интуиция, наметанный глаз и ловкие руки.

Наиболее поднаторевшим в этой своеобразной рыбалке у нас был Жорик, наловивший более двух десятков бычков. Остальные в сумме едва поймали половину этого количества, но все равно получился немалый пакет рыбы, которую срочно нужно было выпотрошить и приготовить.

Чистили бычков всем миром, возле палатки, после чего требуху закопали, а сами отправились на кухню ближайшего пансионата, где Рома довольно быстро договорился о сковороде, масле и прочих ингредиентах. Рыбу взялись готовить мы с Олегом, однако сразу поняли, что если ее жарить, то процесс обещает сильно растянуться и ограничились своеобразным тушением бычков в собственном соку.

Несмотря на отдельные недовольные возгласы членов нашего маленького коллектива, взять на себя задачу готовки более никто не захотел. В результате процесса получилась полная миска рыбы, которая и была употреблена под пиво в беседке того же пансионата.

За всеми заботами (которые, надо отметить, постоянно перемежались водными, воздушными и солнечными ваннами, и в частности - традиционным походом на конец косы) подошел вечер. Какое-то время мы шатались по все тому же незаменимому пансионату, заскакивая то в бар, попить чаю-кофе, то на дискотеку и в конце концов вернулись в лагерь.

Снова запалили костер, однако на этот раз дров не хватило и пришлось вооружившись фонариками бегать по кустам, окружающим множественные дачные новостройки, в поисках выкинутых досок. Несмотря на кажущуюся сложность задачи, запас дров был пополнен довольно быстро. Кое-что даже осталось после сворачивания лагеря, что в условиях косы совсем нонсенс.

Следующий день для всех был днем отъезда. Я отчаливал раньше всех, так как хотел еще посмотреть гонку формулы 1, да и неудобно было долго отдыхать, пока жена одна отдувалась дома на хозяйстве Так что часам к десяти у меня уже было все собрано и готово к отъезду. Но до этого всем был устроен обещанный тест-драйв. Олег, Рома и Леха по очереди пытались укротить Ригу. Самой сложной задачей было тронуться с места. Сделать это со сцепления не удалось никому, однако разогнавшись на педалях дальше все ехали вполне успешно.

Вернувшийся последним Алексей доложил, что на его правую ногу откуда-то брызгало масло. Зная устройство мопеда, я подивился, но не придал этому большого значения. Пока же дождавшись всех тестеров и выслушав восторженные отзывы, я навьючил мопед своим грузом и в свою очередь тронулся в путь, но уже с тем, чтобы не возвращаться, по крайней мере сегодня. На часах было 11-15.

Летом Белосарайка представляет из себя исключительно курортный поселок, наводненный телами, которые мало заботятся о том где идут - по пляжу, или дороге. Поэтому до знака "Б. Коса" (а до него от лагеря оказалось ровно 5 километров), я старался ехать осторожно. Парочка ментов возле рынка даже глазом не повела в мою сторону, видимо дожидаясь следующего 2010 года, когда на мопеды станет обязательна регистрация и права. В остальном, поселок прошел без приключений. Вопреки обыкновению, я не поехал в обратный путь по нижней дороге. Не знаю уж почему, но внутренний голос посоветовал ехать поверху.

Выехав на лиманы я осознал, что сегодня с погодой не повезло. Дорога по лиманам извилистая и при встречном ветре скорость падала до 30 км/ч, при боковом же мопед легко разгонялся за 40. Однако большая часть сегодняшнего пути шла к сожалению против ветра. Там же на лиманах обращаю внимание на то, что правую ногу как будто поливают из брызгалки. Остановившись для выяснения обстоятельств, я обнаружил, что крышка поплавковой камеры карбюратора уже совсем была готова обрести самостоятельность. Из под нее-то встречным потоком воздуха и выбрасывало бензин на ноги седоков. Прикручиваю крышку, мопед заводится и едет дальше, но едет уже хуже. Видимо демонстрируемая ранее резвость была обусловлена большим уровнем бензина в карбюраторе. Какой при этом был расход, скромно умолчим.

Вскоре после лебединой заправки (при АЗС сооружен прудик с лебедями и утками) мопед заглох. Памятуя давний опыт общения с двигателями серии Д, делаю простую операцию - прокручиваю туда-назад винт карбюратора. После этого мопед завелся, хотя и как-то неуверенно. Однако, погазовав на месте, удалось успешно тронуться и поехать дальше.

Из-за встречного ветра все мало-мальски приличные подъемы по пути пришлось преодолевать, помогая мотору педалями, но не смотря на это и на то, что задница все сильнее возмущалась против неудобного седла, в 12-25 я уже был дома.

Средняя скорость в обратном направлении оказалась заметно меньше показанной в заезде "туда" - 30.7 км, да и те набирались в основном уже возле города, когда ветер стал слабеть. Общий пробег за два дня, без учета тест-драйвов составил 67,8 км. Тот, кому придет в голову сравнить эти цифры с пробегом 2001 года, обнаружит, что тогда я проехал заметно больше. Объясняется все просто - новым местом жительства, расположенным совсем рядом с городской чертой, в результате чего путь оказывается километров на 10 короче.

Ну а на гонку Формулы-1 я все-таки попал, правда ни самой гонки ни ее результатов уже совсем не помню, в отличие от своей поездки.

И напоследок небольшое видео об отъезде:

 

Июнь 2009- Апрель 2010.

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть