Мариуполь-Федоровка-"Каменные Могилы"- Володарское-Мариуполь

Небольшое предисловие:

Двухколесную технику хотелось давно, однако жизнь в студенческом общежитии и соответствующая стипендия (или отсутствие таковой) особенно не благоприятствовали покупке мотодруга. В итоге получилось так, что только в этом году получилось осуществить мечту, причем вдвойне. Одна покупка, мотоцикл ИЖ-56, стоит в гараже и ждет ремонта, а на второй - мопеде Рига-13, за несколько месяцев я накрутил более 600 км. включая две загородные поездки. Первая, на Белосарайскую косу, что примерно в 50-ти км. от города, случилась почти сразу после покупки мопеда и запомнилась отчаянными проблемами с буксующим сцеплением, которое окончательно отказало за несколько километров до гаража (вот где педальный привод!). А вот вторая, уже под занавес сезона, запомнилась гораздо больше. И в первой, и во второй поездке участвовал мой друг Олег Поляков на мопеде "Верховина" 74-го года выпуска. Свой отчет он разместит на готовящейся домашней страничке, ну а мой см. ниже.

После поездки на Белосарайскую косу, нам с Олегом захотелось новых приключений на свою голову и мы не замедлили их найти.

Решено было разведать места для отдыха в следующем году. Всю поездку предполагалось провести в один день, поэтому с моей стороны о подлинном маршруте была проинформирована только жена, а мама была уверена, что ее сын отправился к другу в гараж.

15-го сентября, около 10 часов утра мы выехали из Мариуполя. Дорога до Володарского кольца была отличная, сквозь листву еще зеленых деревьев светило яркое солнце, а воздух наполняли запахи ранней осени. В общем, красота, да и только. Скорость держали около 30-ти – Олег опасался ехать быстрее и нагружать старенький движок своей “Верховины”. Перед кольцом в первый раз были извлечены карты местности. Тут же произошел небольшой курьез – пока мы стояли на обочине дороги и обсуждали дальнейший маршрут, подъехала “восьмерка” и выбежавшая из нее молодая дама начала расспрашивать нас о том, как проехать к какому-то местному ставку. Пришлось объяснять, что "сами мы не местные" и едем по карте, после чего дама разочарованно удалилось.

Обследуя Володарский лес, мы наткнулись на какую-то воинскую часть, судя по всем – ПВО. Пришлось развернуться и под тяжелым взглядом часового ехать обратно. Так, или иначе, через некоторое время мы поняли, что здесь ловить нечего, и покатили дальше – в Федеровку. Правда перед этим ненадолго ради интереса поменялись мопедами. Я на олеговском спокойно открутил до 40-ка и при этом никаких неблагоприятных звуков из движка вроде не обнаружил. Вообще, конечно две передачи – рулез (во всяком случае, по сравнению с одной). Олег на моем коне долго приноравливался тронуться с места (знаю, тяжело поначалу, сам через такое прошел), а потом вроде нормально поехал, но все равно особо благостных впечатлений не испытал. Ну чтож. От почти стандартного мотовелосипеда особо ждать и нечего :-/

Незадолго до Федоровки начались первые глюки с мопедом. Перед поездкой я поменял воздухофильтр на бумажный, однако из-за каких-то особенностей движка, пришлось делать диффузор на впуске, дабы мотор постоянно работал на небольшом подсосе. Километров после 50-ти я стал замечать, что на подъемах движок тянет несколько хуже, чем ранее, и приходится прикрывать воздухозаборник, для увеличения тяги.

Несмотря на все это, до Федоровки доехали без приключений. Там немного поплутали в поисках ставка, однако к часу дня уже окончательно остановились для привала. Ветра практически не было, солнышко припекало изо всех сил и вся верхняя одежка полетела в багаж.

Часа полтора ушло на то, чтобы позагорать, перекусить, пофотографироваться на память, насмотреться на пьяные тела, заскучать и выбрать дальнейший маршрут. Решили посмотреть степной заповедник " Каменные могилы " , который, по нашим прикидкам, находился в 15-20 км. севернее. Поскольку на имевшихся картах его не было (на более новой он находился где-то за пределами карты, а на старой просто не был обозначен), направление определили очень приблизительно.

Несмотря на некоторую неопределенность, особых сомнений мы не испытывали. Просто выкатили мопеды на дорогу и понеслись. Дорога была совершенно пуста (за получасовой путь до ближайшего населенного пункта было встречено только две машины). Мы все время выглядывали правый поворот, который, судя по карте, должен был привести нас к цели, однако так ничего и не обнаружили. Вдруг впереди показалась табличка с названием поселка – Старченково. Это была уже граница области. Либо карта оказалась чересчур старой, либо поворот мы просто прошляпили, но заехали мы явно дальше, чем предполагалось. Пришлось поворачивать здесь. Ориентируясь более на интуицию, чем на карту, покатили дальше.

Дорога, на которую мы свернули, внушала некоторые опасения. Сначала шел асфальт, потом грунтовка, потом снова асфальт, но уже присыпанный гравием. По идее, заповедник должен был быть левее дороги, но мы уже начали сомневаться в том, что едем правильно. Вдруг мы выехали на место, напоминающее обозначенное на карте. Влево тянулась дохленькая грунтовочка.

На часах, к этому времени, было уже половина четвертого...

Вскоре мы пересекли какую-то речушку, потом выкатили на опушку леса и проехали вдоль нее по тропинке. Каким-то образом очутились на чьих-то огородах. Хозяева, поедавшие в тот момент арбузы и дыни, смотрели на нас удивленно, но явно не дружественно, наверное приняли за воров. Пришлось срочно ретироваться.

В общем, блуждали мы еще минут сорок. По дороге наткнулись на тучу овец с двумя весьма серьезными овчарками охраны. Минут десять эти потенциальные шашлыки не давали нам проехать, переходя дорогу. Затем мы пересекли еще один мостик, проехали мимо какой-то колхозной бригады, убиравшей урожай и уже было покатили возвращаться, как вдруг, во время очередной остановки, Олег глянул налево и полуудивленно спросил: " Лелик, а не это ли мы ищем?”. Он оказался прав, это и были “каменные могилы” – россыпь мощных курганов, метров по 50 высоты, будто насыпанных кем-то из камней. Границу заповедника указывали желтые предупреждающие таблички.

Хотя до самих курганов было не более нескольких километров, из-за позднего времени мы решили туда не ехать. Сфотографировались на память там, где стояли, и поехали искать выезд на асфальт. Ехать тем же путем, как и сюда, означало огромный крюк и потерю минимум сорока минут времени. Поэтому решили катить вперед, тем более, что вдали уже виднелась дорога с проходящими машинами.

Итак, покатили. Сначала мы уперлись в тупик, рядом с которым журчала вода, очевидно – место паломничества туристов. Пришлось немного проехать обратно и искать другой путь. В нужную сторону отходила какая-то тропа. Свернули на нее. Поначалу все было в порядке, однако вскоре следы машин стали едва заметны, а потом и вовсе исчезли. Мы оказались в чистом поле, усеянном множеством острых камней. Делать было нечего, покатили через это поле дальше. После этого уперлись в речку и поехали по берегу. В одном месте метров двадцать пршлось ехать практически по камням, объехать которые не было никакой возможности. Учитывая, что и берег был наклонный, я до сих пор удивляюсь, как никто не упал и не пробил колесо.

Метров через 200 Олег стал сигналить об остановке. Он предложил заехать наверх и выбираться обратно по той дороге, по которой и приехали. Мысль, конечно здравая, но на асфальт мы бы выехали уже затемно. Тем не менее пришлось подниматься по прибрежному откосу. С трудом закатив мопеды на десятиметровый склон, мы огляделись. Оказывается, вместе с речкой мы ухитрились описать полукруг и теперь не приближались к дороге, а удалялись от нее.

До асфальта оставалось меньше километра и возвращаться назад было бы просто обидно. Тут, внимательно вглядевшись, мы увидели на том берегу накатанную грунтовку, уходящую точно к дороге. Нас отделяла от нее только речка и крутой склон на том берегу. Но что это для таких отчаянных парней, как мы, да еще и конкретно поджимаемых временем.

С большим трудом, помогая друг другу, мы переправили наши аппараты на другой берег. Затем, уже задыхаясь, выкатили их наверх. Непредусмотрительно надетые мной в дорогу шлепанцы отчаянно скользили по траве, но все обошлось.

Выбравшись наверх и слегка отдышавшись, снова оседлали мопеды и покатили дальше. Тут то и случилась самая большая засада за все время путешествия. Надо сказать, что последние километры мотор вел себя препохабнейшим образом, местами совсем отказываясь тянуть, однако до сих пор всяческими шаманскими способами, вроде прикрывания пальцем воздухозаборника, удавалось вернуть его к жизни. На этот раз двигатель встал окончательно. Я намаялся, пытаясь завести его с толкача, перепробовал другие способы – тщетно. По затылку прополз холодок паники…

Был бы один, точно запаниковал, а так присутствие друга помогло остудить голову и через некоторое время ликвидировать неисправность. В свете последующих событий, я так и не знаю, действительно ли виновата свеча, или просто так совпало, но именно после ее замены (хотя я уже был готов снимать и чистить циллиндр) движок завелся и смог нести меня дальше. К этому времени (17-20) до обещанного срока возвращения в Мариуполь оставалось всего сорок минут, а дороги было более 60-ти километров.

Через каждые 10 километров мотор теял тягу, однако мне повезло и сразу удалось нащупать действенный способ лечения. По-видимому, засорялся карбюратор и достаточно было провернуть туда-обратно винт качества, чтобы подача смеси возобновлялась.

Еще можно вспомнить, что поначалу мы выехали в Новокрасновку - совсем не туда, куда планировали, однако быстро сориентировались, спросили дорогу, и поехали уже правильно.

В Володарском пришлось искать заправку, потому что Олегов мопед ехал уже на последних каплях бензина. Оттуда же позвонили домой, сообщить, что мы все еще живы и здоровы, только задерживаемся. Известие о том, что мы в Володарском немало взволновало мою маму, от которой вся поездка держалась в строгом секрете.

Домой доехали уже в полной темноте. Как последний аккорд, метров за 500 до гаража соскочило крепление багажа на моем мопеде и попало в цепь. Пришлось в полной темноте наощупь работать отверткой и устранять поломку. Уже потом выяснилось, что выломало кусок защиты ведущей звездочки.

В 19-30 я закатил мопед в гараж.


Эта поездка убедила нас в том, что даже на такой технике, как наши мопеды, возможно совершать интересные и довольно далекие экскурсии. За день мы прошли более 160 км., причем значительную часть по грунтовым дорогам. Можно предположить, что километров 200 в день для исправного мопеда не проблема, а следовательно можно в следущем сезоне отважиться и на более дальние поездки.

Расход топлива на моем мопеде составил около 2-х литров на сто километров, и это при движении в основном на полном газу.

Мопед – почти стандартная Рига 13. Переделки свелись к установке "верховиновской" катушки зажигания, дополнительного переключателя "стоп-двигатель" и "фара", мотоциклетного зеркала, а также замене стандартного воздухофильтра на бумажный автомобильный. Похоже, что это дало эффект настроенного впуска, потому как тянуть движок стал не в пример лучше, чем со стандартным фильтром, да и воздух очищается хорошо. Фильтр соединен с карбюратором прямым резиновым патрубком, длиной около 12 см. на карбюраторе он закреплен хомутом, в фильтр входит с натягом.

Лелик АКА Hakuna Matata

октябрь 2001



Немного о заповеднике "Каменные могилы" (по материалам газеты "Приазовский рабочий")


Возраст урочища "Каменные могилы" определен геологами примерно в два миллиарда лет. Вышедшие на поверхность скальные образования - это неудачная попытка образования вулканов, и, по расчетам ученых, первичная высота этих "горочек" была до 3 км. Сейчас - лишь скромные остатки. Когда специалисты изучили физическую структуру гранитов, оказалось, что это уникальное месторождение, аналогов которому нет на Земле, и нашлось лишь два близкородственных месторождения, также в Приазовья.

Биологический аспект заповедника очень разнообразен. Присутствуют более 500 видов представителей лесостепной зоны растений. Есть виды растений очень редкие, а два вида вообще нигде в мире больше не встречаются. В Украинском степном природном заповеднике Национальной академии наук Украины находится до 3 тысяч видов беспозвоночных животных. Из более крупных - змеи, ящерицы, много ежей, грызунов, хорей. Высокая численность зайцев, лишь крупные животные: волк, кабан и косуля - проходящие гости, из птиц - все представители, характерные для региона. Предполагают, что это место обладает мощной энергетикой, и люди это чувствуют. Уже 20-40 тысяч лет назад древние люди старались селиться поближе к урочищу, и об этом говорят археологические находки. Древние соорудили вокруг центра нынешнего заповедника два кольца курганов, возрас которых приравнивается к возрасту египетских пирамид. Первое кольцо имеет диаметр 5 км., второе 17 км. В этих курганах, по обычаям кочевых племен хоронили наиболее знатных покойников – вождей и старейшин племен.

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть