Азовское кольцо. Замыкая круг.

15 августа

Жалкие попытки будильника поднять меня в обычную "ни свет ни зарень" были пресечены категорическим двукратным нажатием кнопки "Yes", что в его системе команд означало "отвали - дай поспать". Однако примерно через час слово взял другой будильник - солнце, с которым подобные штуки уже не проходили. Продрав глаза и высунув голову из палатки, я удовлетворенно ухнул. При дневном свете бухточка, обрамленная невысокими, но отвесными белыми скалами выглядела просто замечательно.

Натянув плавки, отправляюсь на экскурсию. Для начала решаю разведать, что находится справа от бухты, то есть в той стороне, откуда я приехал. Лазить по прибрежным скалам оказалось довольно легко. Песчаник - мягкий камень и поэтому вода на пару с воздухом придают ему самые фантастические формы, богатые и с точки зрения возможности зацепиться рукой, или поставить ногу.

На ближайшем мысе расположилось несколько рыбаков, однако на этом встречи с людьми и закончились, чего нельзя сказать о животных. Несколько раз буквально в метре от меня из камней выскальзывали и скрывались в море приличных размеров гадюки. Я змей особо не боюсь и придерживаюсь той религии, что сами они боятся человека и первыми практически никогда не нападают, но после этих встреч стал ступать гораздо осторожней, опасаясь наступить на одну из гадин.

За ближайшим мысом обнаружилась еще одна бухточка с маленьким уединенным пляжем, но без всякой возможности доступа сверху. Дальше еще одна, чуть более широкая и чуть более доступная. Все безлюдные, разве что пластиковый мусор, принесенный морем свидетельствовал о наличии где-то цивилизации.

Однако, голод настойчиво звал обратно, да и без фотоаппарата идти дальше не стоило, так что я вернулся <домой>. Традиционно закипятив воду (традиционно под прикрытием палатки из-за традиционного ветра), разрываю традиционный пакет мивины, и... Что за напасть!? Неужели... "ТИГРАМ МАСЛА НЕ ДОКЛАДЫВАЮТ?!"... Это ж какая сволочь зажилила крохотный пакетик с маслом бедному путешественнику?

Делать нечего, запариваю вермишель без масла и компенсирую его недостачу оставшейся со вчерашнего дня полубанкой бычков. Ну и парой скибочек дыни да несколькими глотками сгущенки в придачу. Наевшись, и повалявшись некоторое время валяюсь на пляже, приступаю к следующей вылазке. Укладываю в пакет фотоаппараты, обуваю тапочки и чухаю в ту же сторону, что и утром, только вместо прогулки по линии прибоя, на этот раз планирую подняться на склон ближайшего холма, чтобы запечатлеть на фото панораму приютившей меня бухты.

Поверху идти гораздо быстрее, да и пейзажи кажутся более внушительными. Особенно запомнился мыс, напоминающий скалящее зубы человеческое лицо. Никогда бы не подумал, что на нашем тихом песчаном Азовском море можно встретить такие красоты.

Добравшись до приглянувшейся мне ранее бухты с относительно низким обрывом, проверяю возможность спуска сверху вниз. На удивление, таковая есть, хотя спуск и требует некоторой сноровки. Каждый уступ необходимо проверять на прочность, прежде чем стать на него всем весом.

Отдохнув часок на пляже, поднимаюсь по обрыву и иду в обратную сторону. Мой путь отмечают летящие над морем стаи черных птиц - бакланов, которые вообще в этой местности служат очень хорошим индикатором присутствия человека. Если скалы облеплены черными точками, значит людей там нет. Если скалы голые - рядом человек. (фото бакланов не моё)

Добравшись до окрестностей бухты, обнаруживаю, что идиллия нарушена. Там где раньше шумел только прибой, появился какой-то трактор, который рыча и воняя солярным выхлопом принялся перелопачивать песок и тягать камни неподалеку от нашего палаточного городка.

Только я добрался до палатки, ко мне подошел мужичок, явно из местных, представился Петей, и стал расспрашивать откуда я и куда держу путь. Узнав о моем маршруте и о том, что сегодня еду дальше, немало подивился, однако сообщил, что некоторое время назад к ним регулярно приезжал, мой земляк - некий Коля, спасаясь во время цветения амброзии от аллергии. Потом спросил мое мнение о здешних местах и услышав возгласы восторга, посоветовал сходить в противоположную сторону - "там ваще класс".

Ну что ж, класс, так класс. Однако перед дорогой необходимо подкрепиться чем бог послал, то есть хотя бы еще парой скибочек дыньки и снова несколькими глотками сгущенки. Кроме того, поскольку уже становится жарко, на плечи стоит накинуть футболку, а в пакет закинуть литрушку воды.

Экипировавшись таким образом, отправляюсь в указанном направлении. По пути уточняю у Петра направление и получаю в качестве напутствия двухметровый дрын чтобы в случае чего отбиваться от змей.

По верху иду долго. Места действительно красивые, но каждая бухта хороша по своему. Выбрать из них царицу я бы не решился. В одном месте, где вроде бы есть наметка на спуск к морю встретил небольшой лагерь из двух машин, двух палаток и одного российского флага. Спросил насчет дороги по берегу в сторону Феодосии. Сказали, что сами оттуда приехали, так что дорога есть.

Однако, становится жарко и хочется к морю, а бухты как назло пошли одна другой неприступнее. После нескольких попыток, в конце концов нахожу нечто, пусть очень отдаленно, но напоминающее возможный спуск. Пожалуй, лучше бы я прошел чуть дальше, потому как осыпающийся из под ног грунт, выкрашивающий под пальцами песчаник... И всё это в пяти метрах над каменными плитами... В общем, ощущения, конечно незабываемые. Особенно тот момент, когда я понял, что наверх по этому спуску залезть уже не смогу, ибо все мало-мальские зацепки давно выворочены мной же и лежат внизу.

Все же спуститься удалось благополучно, однако было непонятно, как залезать обратно. Идти морем в сторону лагеря - далеко. Оставалась надежда только на то, что где-то впереди есть более удобный берег. Поэтому я кинул все вещи в этой бухте (красть тут некому) и налегке пошел на разведку. Небольшая глубина Азовского моря стала моим союзником. Практически везде можно было идти по дну, не пускаясь вплавь. Пройдя так две бухты, в третьей я обнаружил более-менее покатый берег и поднявшись примерно до середины обрыва, понял, что спокойно выйду и дальше. Обратно возвращался уже не спеша, любуясь пейзажами, исследуя гроты и распугивая гадюк.

Обсохнув и согревшись на солнышке, я собрал все вещи и фототехнику в полиэтиленовый пакет, хорошо завязал его и пристроил на плече. В правую руку взял палку и пользуясь ей как посохом пошел вброд. Занятие это оказалось не из легких. Несколько раз на камнях возле берега волна чуть не положила меня в воду, но все-таки до конечного пункта всё удалось донести в сухости. Там я забрался наверх, и поскольку время было уже почти половина первого, пошел в обратном направлении. В лагерь вернулся так и не встретив в поле ни одной гадюки. Похоже все они переместились ближе к морю. Во всяком случае, среди прибрежных камней мне попалось штук пять.

Пообедав остатками хлеба, дыни и сгущенки, я быстро упаковал лагерь, навьючил его на мотороллер и поблагодарив Петра за гостеприимство (<шо, уже уезжаешь?>) отправился в путь. Следующая ночевка планировалась в Геническе.

Судя по карте, имелась возможность значительно сократить маршрут, если выехать по побережью в Каменское, откуда дорога вела прямо на трассу Феодосия-Джанкой. Так я и поехал. Проселок, ведущий в сторону Каменского оказался вполне приличным и позволял катить со скоростью 30-40 км/ч. В результате к половине третьего я оказался уже в непосредственной близости от поселка. По обеим сторонам дороги потянулись остатки каменоломен. Под землей система ходов намного более разветвлена и запутана. Сейчас здесь спокойно, а вот в начале 90-х места были опасные - в каменоломнях обосновалась шайка, промышлявшая грабежом туристов. В конце концов дошло до того, что бандиты поймали и убили милиционера, в результате чего не на шутку озверевшие менты очень скоро переловили их всех.

Само Каменское быстро началось и быстро закончилось. Кинув прощальный взгляд на Арабатскую стрелку, так и оставшуюся пока непокоренной, я свернул в противоположную сторону. Предстояли поиски своротки на короткую дорогу.

Поворот, который вроде бы шел в подходящую сторону сыскался буквально через пару километров. Однако огромный указатель с надписью <АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА>, несколько экскурсионных автобусов, проследовавших в этом же направлении, ну а главное - карта, убедили меня, что дорога на стрелку не может быть дорогой на Джанкой. ЗРЯ!!! Интуиции таки нужно доверять. Дорога действительно следовала куда нужно, а на стрелку с неё был еще один поворот, через несколько км. Данное проявление топографического кретинизма стоило мне крюка в 30-40 км и часа потерянного времени. Тогда же я подумал, что прямого пути нет и на карте, как уже бывало, нарисована несуществующая дорога.

Километров через десять, на подъеме перед каким-то населенным пунктом Вятка встала с симптомами перегрева. Хотя ощупывание мотора никакого криминала не выявило, двигатель заводится отказался. Протанцевав с бубном вокруг мотороллера минут двадцать и так ничего конкретного не найдя, я снова попробовал запустить движок. Тот заработал как ни в чем не бывало. В чем была причина отказа так и осталось загадкой. Может отдохнуть хотел?

На подъезде к Феодосии, начиная от поселка Приморский потянулась <курортная зона>. Почему в кавычках? Потому что десять километров палаток, громоздящихся друг на друга на узкой полосе берега можно назвать муравейником, но никак не курортом. Народу тьма, на движение транспорта внимания никто не обращает, так что ехать приходилось со скоростью не выше 20 км/ч.

Через полчаса подобного кошмара (не забываем еще про жару), <курорты> наконец закончились и начался город. Сам по себе он меня не очень волновал, поскольку трасса проходит по самой окраине, но нужна была заправка. До сих пор в баке Вятке плескался еще российский бензин, однако на 120-ти киломеровый переезд в Джанкой его остатков явно не хватало. Цены на горючее я видел ещё в Керчи и поэтому немного успел морально подготовиться. Родная Украина огорошила ценой 7.05 грн за 1 литр Аи-80, то есть более 28 рублей за литр, при том, что на момент отъезда в Мариуполе тот же бензин стоил 6 гривен/литр. Поскольку деваться некуда, заправился на 40 гривен. Отметил время - 15-27.

Трасса Феодосия - Джанкой длинная и однообразная. В принципе, мне это было даже на руку, поскольку приходилось торопиться. Старался ехать в режиме 50км пути - 10 минут отдыха, но получалось не всегда. Километрах в 30-ти после Феодосии встретился указатель на Каменское. Приличная асфальтовая дорога вела туда, откуда я мог выехать уже час назад, если бы не проворонил нужный поворот.

Во время первой остановки подкачал колеса. Мотороллер сразу стал катиться веселее. Видимо, вчера при ночном ремонте в спешке не докачал заднее колесо.

Вдоль всей трассы с небольшими интервалами расположились фруктовые базарчики. Поначалу я их игнорировал, но потом решил, что после Джанкоя все это будет дороже и остановился - прикупить витаминчиков. Цены действительно порадовали. Персики по 6 гривен, виноград по 4, крымский синий лук по 3. Купив всего по килограмму, распихиваю покупки в рюкзак. Соскучившиеся по общению продавцы, тем временем осаждают вопросами. Узнав, откуда и куда я еду, один пожилой татарин хлопая себя по заднице спрашивает, <А это не болит?>. <Болит>, честно сознаюсь я под смех остальных, сажусь на Вятку и трогаюсь с места.

Примерно через полчасика на обочине дороги я устроил себе дегустацию. Всё купленное действительно оказалось очень вкусным. А таких сочных персиков я давно не ел.

В 18-30 въезжаю в Джанкой. На заправке заливаюсь еще на 40 гривен, однако здесь бензин уже по 7.15 грн. Выкидываю в мусор пустую банку из под двухтактного масла. Остался только небольшой флакон на 250 мл., однако бак полон и до Мариуполя этого хватит.

Свою ошибку я понял, как только проехал границу АР Крым и Херсонской области. На первой же встреченной заправке против 80-го бензина висел ценник 6.60 грн./л. Блин! Зачем я торопился?

Впрочем, если с заправкой мне спешить не следовало, то с передвижением всё обстояло наоборот. Прикинув расстояние и время передвижения, я понял, что в Геническ приеду как раз на закате, однако при этом нужно было двигаться без остановок. К счастью, мотороллер бежал отлично и со скоростью 60 км/ч без остановок, несмотря на протестующую пятую точку, я приближался к сегодняшней цели.

В Геническ действительно удалось въехать засветло. Не было еще и восьми часов. Однако тут меня поджидала очередная засада. Информация кемпинге была вычитана на сайте http://road-crimea.narod.ru еще лет пять назад и с тех пор в голове не освежалась. Помню, что нужно проехать какую-то клумбу и затем куда-то повернуть, но куда и когда - не помню.

Клумбу я нашел и проехал, а вот дальше не сложилось. Почему-то я был уверен в том, что искомый кемпинг находится в черте Геническа и поэтому поворот на стрелку проигнорировал. Но по мере дальнейшего продвижения начало приходить понимание, что я еду <не туды>. Пришлось звонить жене и по телефону рассказывать, на какой сайт нужно зайти и где посмотреть нужную информацию. На всё это просусанивание ушло минут двадцать-тридцать, так что на нужный курс я лег уже в сумерках.

Кемпинг таки оказался на Арабатской стрелке, так что я всё-таки попал на неё, хотя и совсем чуть-чуть. По косе пришлось пробираться уже в темноте, в результате чего нужный поворот на грунтовку в сторону кемпинга был проехан метров на 200. Но дорога была описана доступно, а тропинки действительно все вели в нужное место. На просторной огороженной площади арабатского пляжа места было достаточно, а за ночевку с водителей мотороллеров брали всего 15 гривен. В эту стоимость входило пользование основными благами цивилизации - туалет, вода, мусорные баки. В общем, в 20-40 я заглушил мотор и приступил к установке палатки. Спидометр показывал 70482 км.

Дальше ничего необычного не было. Звонки домой, приготовление ужина, приятным довеском к которому стали купленные в Крыму фрукты, небольшая прогулка и спать. Интересная часть дороги закончилась. Хотелось побыстрее домой, но до Мариуполя было еще триста километров запруженной машинами трассы. Впрочем, это будет завтра.

 

Оглавление  Предыдущая страница  Читать дальше


Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть